Шесть миров

Шесть миров, также «шесть лок, шесть реальностей, шесть путей» — в буддизме шесть возможных перерождений в сансаре. Шесть миров называют «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями».
Выделяются следующие шесть миров (от высшего к низшему):
1. Мир богов
2. Мир асуров
3. Мир людей
4. Мир животных
5. Мир голодных духов
6. Мир адских существ
Миры представляют шесть возможных путей жизни разного качества, попадание в тот или иной мир зависит от деяний (кармы). Буддийская психология рассматривает шесть миров не только как места куда попадают после смерти, но как и состояния сознания, меняющиеся в течение жизни: наслаждение — мир богов, власть — мир асуров, страстное желание — мир претов, злобы, ревность, зависть, агрессия — ад, постоянная жизнь сиюминутными потребностями (неустроенность, голод) — животные. Люди отличаются возможностью принимать решение сознательно.
Одним из важных положений буддизма является «человеческое перерождение получить нелегко». Смысл этого утверждения в том, что все другие состояния не способны сознательно принимать решения и крутятся в сансаре в плену своих желаний и внешних обстоятельств, даже боги пребывают в постоянном наслаждении и не способны на деяния, которые выведут их из круговорота сансары. С этой точки зрения человеческое перерождение очень ценно.
При этом все миры сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая шесть миров, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и ущербность сансары в целом.
Различные школы буддизма описывают шесть миров с небольшими расхождениями. Некоторые школы используют Пять миров (исключён мир асуров, которые соединяются с богами или претами). Некоторые школы ставят асуров выше людей, а некоторые — ниже. Асуры были специально выделены в отдельный мир ламой Цонкапой.
Мир богов
Мир богов (дэва), который называется дэвалока — мир блаженства и гордости.
Понятие дэ'вы (боги) несколько отличается от принятого в римской или греческой мифологии. Боги не являются бессмертными, хотя существование в мире богов может длиться достаточно долго. Боги не являются всемогущими и как правило не являются творцами (демиургами), боги не решают проблемы жизни и смерти. Боги наслаждаются блаженством, в фольклоре описываются бесконечные балы, праздники и приёмы в небесных дворцах, музыка и красота, которой они окружены. Боги не лишены страдания, недостатком их мира является скука, пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры.
Мир богов делят на богов сферы чувственного, богов сферы форм и богов сферы отсутствия форм, в каждой из этих сфер имеется много местопребываний, которые детально описаны.
Три сферы в буддийской космологии - качественное деление миров и местопребываний по отношению к чувственному и материальному миру и наличию материального тела.
Местопребывания, по которым блуждает сознание в сансаре, переходя от одного перерождения к другому или уходя в различные стадии медитации, классифицируются по трём сферам следующим образом:
Сфера чувственного, в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти;
Сфера форм, соответствующая дхьянам (йогическим сосредоточениям) полной объективности, когда чувственное отсутствует, но присутствуют только элементы материи (формы), сознание в сфере форм находится в состоянии объективности и беспристрастности; существа сферы форм при этом обладают материальными телами
Сфера отсутствия форм (нематериальная сфера), в которой отсутствуют элементы материального мира — это сфера глубокого медитационного созерцания.
Мир асуров
Мир асуров — демонов, полубогов. Асуры стремятся к власти, борьбе, переделке мира, они наполнены энергией действия, они могут питаться ревностью и завистью. Это перерождение возникает у тех, кто имел добрые намерения, но действовал неправильно и приносил вред другим. Хотя иногда говорят, что асуры живут лучше чем люди, они несчастны, потому что они завидуют богам. Асуров называют также титанами, завистливыми богами, антибогами, демонами, борющимися демонами.
Мир людей
Мир людей характеризуется желаниями, эмоциями и сомнениями. Именно в этом мире живут люди, и только представители этого мира могут достичь просветления. Поэтому перерождение в человеческом облике высоко ценится и считается особой удачей. Только человек обладает способностью достичь нирваны, стать на путь бодхисаттвы или стать Буддой.
Мир животных
Мир животных (Тирьяг-йони) ассоциируется с тупостью и погружённостью в насущные жизненные потребности (холод, голод, неустроенность) — животные постоянно страдают, живут впроголодь и вынуждены всё время бороться за выживание.
Мир голодных духов
Мир претов (голодных духов) называется преталока, связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу.
Мир адских существ
Мир адских существ (нарака) называется наракалока — место где превалирует злоба и ненависть. В буддийском представлении наказание в аду длится не вечно. Существа пребывают там до тех пор, пока не очистится их негативная карма, а после этого они перерождаются в более высоких реальностях. Выделяются восемь горячих и восемь холодных адов, есть ещё и дополнительные ады.

Статья предоставлена Человечковым Максимом, студент гр. ДПи8

Похожие новости