Главная > Советы психолога, Советы психолога для преподавателей > Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте


25 апреля 2013 года. Разместил: webmaster
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
Индикаторы суицидального риска
Поведенческие индикаторы:
  • эскейп-реакции (уход из дома, прогулы школы и т.д.);
  • самоизоляция от других людей и жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • изменение привычек, несоблюдение правил личной гигиены;
  • выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью;
  • частое прослушивание траурной и печальной музыки;
  • приведение дел в порядок (раздаривание личных вещей);
  • изменения в поведении и настроении;
  • склонность к неоправданным рискованным поступкам;
  • нарушение дисциплины и снижение качества учебы, работы;
  • приобретение средств для совершения суицида.
    Коммуникативные индикаторы:
  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях;
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощания;
  • сообщения о конкретном плане суицида.
    Когнитивные индикаторы (индикаторы психических процессов):
  • разрешающие установки относительно суицидального поведения;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • представление о мире как о месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном;
  • «туннельное видение» -неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений и планов.
    Эмоциональные индикаторы:
  • амбивалентность по отношению к жизни, «безразличие к своей судьбе», отчаяние, переживание горя;
  • признаки депрессии: а) приступы паники, б) выраженная тревога, в)сниженная способность к концентрации внимания и воли, г) бессонница, д) умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие;
  • несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев;
  • вина или ощущение неудачи поражения;
  • чрезмерные опасения или страхи;
  • рассеянность и растерянность.
    Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:
  • переживание обиды, одиночества. Отчуждения и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью близкого человека;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста: угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
    Действия педагогов при подозрении риска суицида у несовершеннолетнего:
    Если Вы видите хотя бы один признак суицидального риска – обратите особое внимание на этого ребенка. Это серьезно!
    В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся (воспитанников) организуется следующая работа в ОУ:
    1. Педагог информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц (администрацию, педагогов, непосредственно работающих с ребенком, психолога), которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска, согласовывает с ними дальнейшие действия.
    2. Психолог ОУ осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными намерениями. При необходимости согласовывает свои действия с другими специалистами (например, со специалистами ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» или другого психологического учреждения).
    Во время общения с подростком и его социальным окружением психологу необходимо:
  • сохранять спокойствие и предлагать поддержку;
  • не осуждать, не конфронтировать;
  • не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях;
  • поощрять полную откровенность;
  • больше слушать, чем говорить;
  • сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь».
  • получать сведения от педагогов. родителей и друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях;
  • выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы (ресурсы);
  • изучать наличие и качество поддержки педагогов и сверстников;
  • доверительно побеседовать с педагогами, и другими специалистами, дать им понять, что ребенку требуется общение заинтересованность, поддержка и понимание;
  • если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, психолог должен донести до родителя (законного представителя) необходимость консультации детского психиатра.
    Психолог или администрация ОУ могут самостоятельно инициировать обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи
    Помните, что только внимательное отношение может удержать ребенка от рокового шага!
  • Вернуться назад