Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
Индикаторы суицидального риска
Поведенческие индикаторы:
эскейп-реакции (уход из дома, прогулы школы и т.д.);
самоизоляция от других людей и жизни;
резкое снижение повседневной активности;
изменение привычек, несоблюдение правил личной гигиены;
выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью;
частое прослушивание траурной и печальной музыки;
приведение дел в порядок (раздаривание личных вещей);
изменения в поведении и настроении;
склонность к неоправданным рискованным поступкам;
нарушение дисциплины и снижение качества учебы, работы;
приобретение средств для совершения суицида.
Коммуникативные индикаторы:
прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях;
шутки, иронические высказывания о желании умереть;
уверения в беспомощности и зависимости от других;
прощания;
сообщения о конкретном плане суицида.
Когнитивные индикаторы (индикаторы психических процессов):
разрешающие установки относительно суицидального поведения;
негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
представление о мире как о месте потерь и разочарований;
представление о будущем как бесперспективном;
«туннельное видение» -неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
наличие суицидальных мыслей, намерений и планов.
Эмоциональные индикаторы:
амбивалентность по отношению к жизни, «безразличие к своей судьбе», отчаяние, переживание горя;
признаки депрессии: а) приступы паники, б) выраженная тревога, в)сниженная способность к концентрации внимания и воли, г) бессонница, д) умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие;
несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев;
вина или ощущение неудачи поражения;
чрезмерные опасения или страхи;
рассеянность и растерянность.
Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:
переживание обиды, одиночества. Отчуждения и непонимания;
действительная или мнимая утрата любви, неразделенное чувство и ревность;
переживания, связанные со смертью близкого человека;
чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
боязнь позора, насмешек или унижения;
страх наказания, нежелание извиниться;
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
чувство мести, злобы, протеста: угроза или вымогательство;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации;
сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Действия педагогов при подозрении риска суицида у несовершеннолетнего:
Если Вы видите хотя бы один признак суицидального риска – обратите особое внимание на этого ребенка. Это серьезно!
В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся (воспитанников) организуется следующая работа в ОУ:
1. Педагог информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц (администрацию, педагогов, непосредственно работающих с ребенком, психолога), которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска, согласовывает с ними дальнейшие действия.
2. Психолог ОУ осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными намерениями. При необходимости согласовывает свои действия с другими специалистами (например, со специалистами ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» или другого психологического учреждения).
Во время общения с подростком и его социальным окружением психологу необходимо:
сохранять спокойствие и предлагать поддержку;
не осуждать, не конфронтировать;
не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях;
поощрять полную откровенность;
больше слушать, чем говорить;
сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь».
получать сведения от педагогов. родителей и друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях;
выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы (ресурсы);
изучать наличие и качество поддержки педагогов и сверстников;
доверительно побеседовать с педагогами, и другими специалистами, дать им понять, что ребенку требуется общение заинтересованность, поддержка и понимание;
если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, психолог должен донести до родителя (законного представителя) необходимость консультации детского психиатра.
Психолог или администрация ОУ могут самостоятельно инициировать обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи
Помните, что только внимательное отношение может удержать ребенка от рокового шага!