Рекомендации педагогам по общению с «трудными» подростками

«Правополушарные» подростки

Краткая психологическая характеристика

• У таких детей богатое воображение, хорошо развито образное мышление, запоминание материала лучше происходит на основе метафор, ассоциаций, аналогий.

• Они могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты и планы.

• Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают.

• При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей, ответы часто хаотичны.

• Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

• Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

Стратегия поддержки:

• Учить выделять главное, убедить ребенка в эффективности этой непривычной для него стратегии. Нужно ориентировать таких детей на выявление основного в каждом задании, на что стоит обращать внимание в первую очередь.

• Учить вчитываться в текст, особенно часть С по русскому языку и отвечать на вопрос «про что именно меня спрашивают?».

• Перед тем, как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С, затем проранжировать эти записи в порядке значимости, и только потом записывать ответ.

• При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

«Тревожные» и «неуверенные» подростки

Краткая психологическая характеристика:

• Эти дети склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др.)

• Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы.

• При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают много уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.

• При выполнении индивидуального задания всегда просят посмотреть, правильно ли они его сделали.

• Часто грызут ручку, теребят волосы или пальцы.

Стратегия поддержки:

• Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого – поощрение, поддержка.

• Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.

• Таким детям очень важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами – посмотреть, улыбнуться и т.д. Подростки, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Краткая психологическая характеристика.

• Обычно, этих детей характеризуют как «невнимательных» и «рассеянных».

• У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий.

• У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности.

Стратегия поддержки:

• На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания, составление списка необходимых дел, линейка, указывающая на нужную строчку и пр.

• Также при подготовке к экзамену следует привлекать родителей таких детей к тому, чтобы они помогали своим детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

«Перфекционисты» и «отличники»

Краткая психологическая характеристика:

• Дети данной категории отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.

• Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал.

• Они очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности.

• Для таких детей характерен очень высокий уровень притязания и крайне неустойчивая самооценка.

• Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.

• На экзамене возможный камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегия поддержки:

• Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.

«Астеничные» подростки

Краткая психологическая характеристика:

• Таких детей характеризует высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и увеличивается количество ошибок. • Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать.

• Их повышенная утомляемость связана с особенностями нервной деятельности, и возможности ее коррекции крайне ограничены.

Стратегия поддержки:

• Таким детям ни в коем случае нельзя предъявлять заведомо невыполнимые требования, которым ребенок не сможет соответствовать.

• Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерыв в занятиях, гулять, достаточно спать.

• Родителям астеничные детей необходимо получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

• Во время экзамена им нужно организовать несколько «перемен» (отпустить в туалет и т.д.)

• Можно научить детей нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он может незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для поддержания своей работоспособности.

«Гипертимные» подростки

Краткая психологическая характеристика:

• Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму.

• У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны.

• Быстро выполняя задание, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.

• Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

• Особенностью этой категории детей является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.

Стратегия поддержки:

• Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал – проверь». Учителю важно научить ребенка проверять свою работу.

• Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.

• Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют его результаты.

• Во время экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля.

• Кроме того, их нужно посадить так, чтобы возможность с кем-то общаться у них была минимальна.

«Застревающие» подростки

Краткая психологическая характеристика:

• Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключатся с одного задания на другое.

• Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

• Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

Стратегия поддержки:

• Навык переключения внимания тренировать достаточно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания.

• Можно также заранее определить, сколько времени нужно потратить на каждое задание на экзамене.

• На экзамене задача взрослого – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.

• Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Подготовила: Уткина Елена Николаевна , педагог-психолог

Похожие новости