Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Причины конфликтов
Взаимоотношения педагога со студентами, проявляющиеся в:
• Нарушении правил внутреннего распорядка обучающимися;
• Неподготовленности домашних заданий, умышленном нарушении дисциплины, пропусках занятий;
• Проявлении личностных конфликтов как обучающихся, так и педагогов;
• Оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
• Навешивании ярлыков (например, неуспевающего студента).
Особенности конфликтов между студентами и преподавателями:
• Возраст;
• Разный социальный статус;
• Различный жизненный опыт;
• Различное понимание конфликта и их причин;
• Позиция преподавателя (берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться);
• Присутствие других лиц в конфликте;
• Обстановка на уроке.
Действия педагога, усиливающие напряжение и агрессию:
• Повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
• Демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
• Крик, негодование;
• Агрессивные позы и жесты;
• Сарказм, насмешки;
• Оценка личности ученика и его близких;
• Использование физической силы;
• Втягивание в конфликт других людей;
• Настаивание на своей правоте;
• Нотации, проповеди;
• Угрозы или наказания;
• Оправдания, защита;
• Обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
• Придирки;
• Сравнения с другими детьми;
• Команды, жёсткие требования, давления.
Приёмы демонстрации педагогом неагрессивного поведения:
• Выдерживание паузы;
• Предоставление возможности подростку успокоиться наедине;
• Внушение спокойствие невербальными средствами;
• Прояснение ситуации наводящими вопросами;
• Использование юмора;
• Признание чувств и интересов собеседника;
• Сообщение своих интересов;
• Апелляция к правилам.
ТЕХНИКИ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ОБЩЕНИИ.
Снижают эмоциональное напряжение:
1. Предоставление партнеру возможности выговорится;
2. Вербализация эмоционального состояния (своего и партнера);
3. Подчеркивание общности с партнером – сходство интересов, собой и партнером, мнений, единство целей и прочие;
4. Проявление интереса к проблемам партнера;
5. В случае вашей неправоты немедленное признание ее;
6. Обращение к фактам;
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации;
8. Спокойный, уверенный темп речи;
9. Поддержание оптимальной дистанции;
10. Подчеркивание значимости личности партнера и его мнения в ваших глазах.
Повышают эмоциональное напряжение:
1. Перебивание партнера;
2. Игнорирование эмоционального состояния (своего и партнера);
3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера;
4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера;
5. Оттягивание момента признания своей неправоты;
6. Переход на «личности»;
7. Поиск виноватых и обвинение партнера;
8. Резкое убыстрение темпа речи;
9. Избегание пространственной близости, контакта глаз.
10. Принижение партнера, негативная оценка его личности.
Подготовила: Уткина Елена Николаевна , педагог-психолог