Главная > Советы психолога, Советы психолога для преподавателей > Преподаватель и студент - бесконфликтное общение

Преподаватель и студент - бесконфликтное общение


04 апреля 2018 года. Разместил: webmaster

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Причины конфликтов

Взаимоотношения педагога со студентами, проявляющиеся в:

• Нарушении правил внутреннего распорядка обучающимися;

• Неподготовленности домашних заданий, умышленном нарушении дисциплины, пропусках занятий;

• Проявлении личностных конфликтов как обучающихся, так и педагогов;

• Оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;

• Навешивании ярлыков (например, неуспевающего студента).

Особенности конфликтов между студентами и преподавателями:

• Возраст;

• Разный социальный статус;

• Различный жизненный опыт;

• Различное понимание конфликта и их причин;

• Позиция преподавателя (берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться);

• Присутствие других лиц в конфликте;

• Обстановка на уроке.

Действия педагога, усиливающие напряжение и агрессию:

• Повышение голоса, изменение тона на устрашающий;

• Демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;

• Крик, негодование;

• Агрессивные позы и жесты;

• Сарказм, насмешки;

• Оценка личности ученика и его близких;

• Использование физической силы;

• Втягивание в конфликт других людей;

• Настаивание на своей правоте;

• Нотации, проповеди;

• Угрозы или наказания;

• Оправдания, защита;

• Обобщения типа: «Все вы одинаковые»;

• Придирки;

• Сравнения с другими детьми;

• Команды, жёсткие требования, давления.

Приёмы демонстрации педагогом неагрессивного поведения:

• Выдерживание паузы;

• Предоставление возможности подростку успокоиться наедине;

• Внушение спокойствие невербальными средствами;

• Прояснение ситуации наводящими вопросами;

• Использование юмора;

• Признание чувств и интересов собеседника;

• Сообщение своих интересов;

• Апелляция к правилам.

ТЕХНИКИ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ОБЩЕНИИ.

Снижают эмоциональное напряжение:

1. Предоставление партнеру возможности выговорится;

2. Вербализация эмоционального состояния (своего и партнера);

3. Подчеркивание общности с партнером – сходство интересов, собой и партнером, мнений, единство целей и прочие;

4. Проявление интереса к проблемам партнера;

5. В случае вашей неправоты немедленное признание ее;

6. Обращение к фактам;

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации;

8. Спокойный, уверенный темп речи;

9. Поддержание оптимальной дистанции;

10. Подчеркивание значимости личности партнера и его мнения в ваших глазах.

Повышают эмоциональное напряжение:

1. Перебивание партнера;

2. Игнорирование эмоционального состояния (своего и партнера);

3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера;

4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера;

5. Оттягивание момента признания своей неправоты;

6. Переход на «личности»;

7. Поиск виноватых и обвинение партнера;

8. Резкое убыстрение темпа речи;

9. Избегание пространственной близости, контакта глаз.

10. Принижение партнера, негативная оценка его личности.

Подготовила: Уткина Елена Николаевна , педагог-психолог

Вернуться назад