Главная > Советы психолога, Советы психолога для преподавателей > Преподаватель и студент - бесконфликтное общение
Преподаватель и студент - бесконфликтное общение04 апреля 2018 года. Разместил: webmaster |
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Причины конфликтов Взаимоотношения педагога со студентами, проявляющиеся в: • Нарушении правил внутреннего распорядка обучающимися; • Неподготовленности домашних заданий, умышленном нарушении дисциплины, пропусках занятий; • Проявлении личностных конфликтов как обучающихся, так и педагогов; • Оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика; • Навешивании ярлыков (например, неуспевающего студента). Особенности конфликтов между студентами и преподавателями: • Возраст; • Разный социальный статус; • Различный жизненный опыт; • Различное понимание конфликта и их причин; • Позиция преподавателя (берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться); • Присутствие других лиц в конфликте; • Обстановка на уроке. Действия педагога, усиливающие напряжение и агрессию: • Повышение голоса, изменение тона на устрашающий; • Демонстрация власти «Будет так, как я скажу»; • Крик, негодование; • Агрессивные позы и жесты; • Сарказм, насмешки; • Оценка личности ученика и его близких; • Использование физической силы; • Втягивание в конфликт других людей; • Настаивание на своей правоте; • Нотации, проповеди; • Угрозы или наказания; • Оправдания, защита; • Обобщения типа: «Все вы одинаковые»; • Придирки; • Сравнения с другими детьми; • Команды, жёсткие требования, давления. Приёмы демонстрации педагогом неагрессивного поведения: • Выдерживание паузы; • Предоставление возможности подростку успокоиться наедине; • Внушение спокойствие невербальными средствами; • Прояснение ситуации наводящими вопросами; • Использование юмора; • Признание чувств и интересов собеседника; • Сообщение своих интересов; • Апелляция к правилам. ТЕХНИКИ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ОБЩЕНИИ. Снижают эмоциональное напряжение: 1. Предоставление партнеру возможности выговорится; 2. Вербализация эмоционального состояния (своего и партнера); 3. Подчеркивание общности с партнером – сходство интересов, собой и партнером, мнений, единство целей и прочие; 4. Проявление интереса к проблемам партнера; 5. В случае вашей неправоты немедленное признание ее; 6. Обращение к фактам; 7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации; 8. Спокойный, уверенный темп речи; 9. Поддержание оптимальной дистанции; 10. Подчеркивание значимости личности партнера и его мнения в ваших глазах. Повышают эмоциональное напряжение: 1. Перебивание партнера; 2. Игнорирование эмоционального состояния (своего и партнера); 3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера; 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера; 5. Оттягивание момента признания своей неправоты; 6. Переход на «личности»; 7. Поиск виноватых и обвинение партнера; 8. Резкое убыстрение темпа речи; 9. Избегание пространственной близости, контакта глаз. 10. Принижение партнера, негативная оценка его личности. Подготовила: Уткина Елена Николаевна , педагог-психолог |